
Внесены изменения в Положение о ФГИС УТКО
Вводится понятие "электронная площадка" - сайт, на котором могут заключаться договоры, предусматривающие передачу вторичных ресурсов, полученных при раздельном накоплении ТКО или в результате обработки ТКО на объектах обработки ТКО, или полученного из них вторичного сырья, в электронной форме, в том числе на торгах (за исключением организованных торгов).
Расширяется перечень информации, содержащейся в системе. В частности, в системе будет содержаться информация о труднодоступных территориях, о перегрузочных станциях и о количестве и виде вторичных ресурсов, полученных в результате раздельного накопления или сбора.
Установлено, что закрытая часть системы содержит в том числе информацию о договорах, заключенных в сфере обращения с ТКО, данные измерительных (контрольных) систем, включая информацию, полученную с использованием средств фото- или видеофиксации.
Скорректирован порядок предоставления информации для размещения в системе.
Уточняется порядок предоставления доступа к системе, а также взаимодействия системы с иными информационными системами.
Предусмотрено включение в систему реестра территориальных схем обращения с отходами производства и потребления и реестра электронных площадок.
(источник: Постановление Правительства РФ от 05.07.2025 № 1022 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 г. N 913»)
Разъяснение подготовлено Новгородской межрайонной природоохранной прокуратурой
Обновлены требования к предотвращению гибели объектов животного мира при производственных процессах, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов и линий связи и электропередачи
Требования применяются при промышленных и водохозяйственных производственных процессах в сельском, лесном хозяйстве и лесной промышленности, в местах с открыто размещенным оборудованием, гидротехнических сооружениях и водохранилищах, в местах размещения сырья и побочных продуктов производства, на путях автомобильного, железнодорожного и водного транспорта, а также при эксплуатации трубопроводов, линий электропередачи мощностью от 6 кВ и выше и линий проводной связи.
(источник: Постановление Правительства РФ от 31.05.2025 № 813 «Об утверждении требований к предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов и линий связи и электропередачи»)
Разъяснение подготовлено Новгородской межрайонной природоохранной прокуратурой
Закреплена обязанность по прохождению проверки знаний, входящих в охотминимум, для получения охотничьего билета (01.09.2025)
Вводится понятие "охотминимум", под которым понимается совокупность знаний и навыков, необходимых для охоты.
Уточняется, что охотничий билет выдается физическим лицам, достигшим возраста 16 лет, не признанным недееспособными, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления, не лишенным права осуществлять охоту, а в случае, предусмотренном частью 1 статьи 21.1 Закона об охоте, также прошедшим проверку знаний, входящих в охотминимум.
Охотничий билет подлежит регистрации исполнительным органом субъекта РФ в государственном охотхозяйственном реестре и признается действующим со дня внесения сведений о нем в государственный охотхозяйственный реестр.
При отсутствии оснований для отказа в выдаче охотничьего билета исполнительный орган субъекта РФ в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления выдает охотничий билет лицу, подавшему заявление о выдаче охотничьего билета, и вносит информацию о его выдаче в государственный охотхозяйственный реестр.
Информация из ГИС "Охота" об аннулированных охотничьих билетах направляется в Росгвардию с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в течение одного рабочего дня со дня внесения такой информации в государственный охотхозяйственный реестр.
Физическое лицо, впервые получающее охотничий билет или получающее охотничий билет повторно, если охотничий билет, полученный этим лицом ранее, был аннулирован по основаниям, предусмотренным пунктом 1 или 3 части 8 статьи 21 Закона об охоте, обязано пройти проверку знаний, входящих в охотминимум.
Охотминимум включает в себя знание требований безопасности при охоте, ограничений охоты, а также иных параметров охоты, установленных правилами охоты, знание основ биологии диких животных. Охотминимум также включает в себя практические навыки безопасного обращения с орудиями охоты, не относящимися к охотничьему оружию, ориентирования на местности и обращения с добытыми охотничьими ресурсами.
Знания и навыки, входящие в охотминимум, получаются физическим лицом (за исключением случая наличия у такого физического лица высшего или среднего профессионального образования в области охотоведения) самостоятельно либо у СРО охотпользователей. При этом навыки, входящие в охотминимум, могут быть получены физическим лицом также у юридического лица или ИП, заключивших охотхозяйственные соглашения, или у физических лиц, имеющих охотничьи билеты более 5 лет.
Проверка у физических лиц знаний, входящих в охотминимум, проводится исполнительным органом субъекта РФ, выдающим охотничьи билеты, в форме тестирования без взимания платы.
Уточнен порядок организации и проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения. В частности, установлено, что заявитель не допускается к участию в аукционе в случае наличия сведений о заявителе в реестре недобросовестных лиц, заключивших охотхозяйственные соглашения, и участников аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения.
Государственный охотхозяйственный реестр ведется с использованием ФГИС "Охота". В нем будут также содержаться сведения о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с нарушением правил охоты.
СРО охотпользователей признается НКО, созданная на условиях добровольного членства юридических лиц и ИП, заключивших охотхозяйственные соглашения, соответствующая требованиям, предъявляемым к СРО. Подготавливать физических лиц в целях получения знаний и навыков, входящих в охотминимум, вправе СРО охотпользователей, объединяющая в своем составе в качестве членов не менее 250 юридических лиц и ИП, заключивших охотхозяйственные соглашения, и имеющая филиалы более чем в 75 субъектах РФ.
Информация, содержащаяся в государственных реестрах (реестрах) на 1 сентября 2025 года, подлежит внесению в ГИС "Охота" государственными органами, уполномоченными на ведение таких реестров, до 2 сентября 2025 года.
В случае, если при включении в ГИС "Охота" информации об охотничьем билете, выданном физическому лицу органом государственной власти, ведущим государственный охотхозяйственный реестр, будет выявлено наличие в государственном охотхозяйственном реестре ранее сделанной записи о выдаче этому физическому лицу иного охотничьего билета, в отношении которого отсутствует запись о его аннулировании, орган государственной власти:
- одновременно с внесением в ГИС "Охота" информации об охотничьем билете вносит запись о его аннулировании, если охотничий билет, запись о котором вносится в ГИС "Охота", выдан ранее охотничьего билета, запись о котором содержится в такой системе;
- одновременно с внесением в ГИС "Охота" информации об охотничьем билете вносит запись об аннулировании охотничьего билета, запись о котором содержится в такой системе, если охотничий билет, запись о котором вносится в ГИС "Охота", выдан позднее охотничьего билета, запись о котором содержится в такой системе.
(источник: Федеральный закон от 19.12.2023 № 617-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»)
Разъяснение подготовлено Новгородской межрайонной природоохранной прокуратурой
Обновлены Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и Порядок подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений (01.09.2025)
Бланки разрешений предоставляются охотпользователю уполномоченным органом по заявке охотпользователя для последующей выдачи разрешений физическим лицам, имеющим охотничьи билеты, и иностранным гражданам, временно пребывающим в РФ и заключившим договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства.
В частности, установлено, что для выдачи разрешения в закрепленных охотничьих угодьях физическое лицо, имеющее охотничий билет, или иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства, подает заявление о выдаче разрешения соответствующему охотпользователю, а также документы, предусмотренные пунктами 7 - 10 Порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
Для выдачи разрешения уполномоченным органом или природоохранным учреждением заявитель, имеющий охотничий билет, представляет заявление в соответствующий уполномоченный орган либо природоохранное учреждение, а также документы, предусмотренные пунктами 7, 9 и 10 Порядка.
Срок начала подачи заявлений на получение разрешения в общедоступных охотничьих угодьях устанавливается законом субъекта РФ и не может составлять менее 10 календарных дней до установленных в субъекте РФ сроков охоты.
Приводятся требования к содержанию заявления.
В заявлении на получение разрешения в отношении копытных животных и медведей, отнесенных к охотничьим ресурсам, в качестве предполагаемых сроков охоты указывается не более двух непрерывных временных периодов, общая продолжительность которых составляет не более 30 календарных дней.
Заявление подписывается заявителем или его представителем (уполномоченным или законным) и подается в уполномоченный орган, природоохранное учреждение либо охотпользователю:
- лично либо его представителем (уполномоченным или законным);
- по почте письмом с уведомлением о вручении и описью вложения;
- в электронном виде через Интернет при заполнении заявлений на едином портале госуслуг или региональных порталов госуслуг, а также через МФЦ в соответствии с соглашением, заключенным между МФЦ и уполномоченным органом.
Установлен единый срок выдачи разрешения - 5 рабочих дней.
Также обновлены формы бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц.
(источник: Приказ Минприроды России от 07.04.2025 № 178 «Об утверждении Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, Порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц»)
Разъяснение подготовлено Новгородской межрайонной природоохранной прокуратурой
Определены дополнительные коэффициенты к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду
Установлено, что:
- в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, ставки платы, утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 10.07.2025 N 1852-р, применяются с использованием дополнительного коэффициента 2;
- ставки платы применяются с использованием дополнительного коэффициента 1,045, за исключением ставок платы для отдельных загрязняющих веществ.
Внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 17.04.2024 N 492 "О применении в 2024 и 2025 годах ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду".
Указанные положения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2025 года.
(источник: Постановление Правительства РФ от 10.07.2025 № 1034 «О дополнительных коэффициентах к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду»)
Разъяснение подготовлено Новгородской межрайонной природоохранной прокуратурой
Уточнен порядок оформления результатов контрольного (надзорного) мероприятия
Установлено, что по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия акт составляется в случае выявления нарушений обязательных требований либо в иных случаях, предусмотренных положением о виде контроля.
Предусмотрена возможность оформления акта не позднее дня, следующего за днем окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, если составление акта на месте проведения такого мероприятия невозможно по причинам, установленным Законом о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле.
Также предусматривается, что информационное взаимодействие информационных систем государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляется посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также иными способами, предусмотренными положениями об указанных системах и правилами формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий.
(источник: Федеральный закон от 28.12.2024 № 540-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»)
Разъяснение подготовлено Новгородской межрайонной природоохранной прокуратурой
Уточнен Порядок использования донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов
Изменения направлены на реализацию Федерального закона от 25.12.2023 N 657-ФЗ, которым уточняется, что по решению органа местного самоуправления городского или сельского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, по решению исполнительного органа субъекта РФ - города федерального значения донный грунт может быть использован в интересах физического лица, юридического лица, проводящих дноуглубительные и другие работы, связанные с изменением дна и берегов водных объектов, либо в интересах третьих лиц, при условии, что донный грунт не содержит твердых полезных ископаемых, не относящихся к общераспространенным полезным ископаемым.
В связи с этим, в частности, закреплено, что в случае отсутствия потребности в использовании донного грунта физическим, юридическим лицом, проводящими дноуглубительные и другие работы, связанные с изменением дна и берегов водных объектов, донный грунт используется в интересах третьих лиц.
(источник: Приказ Минприроды России от 29.11.2024 № 689 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 апреля 2020 г. № 220 «Об утверждении Порядка использования донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов»)
Разъяснение подготовлено Новгородской межрайонной природоохранной прокуратурой
С 1 сентября 2025 г. вступают в силу обновленные правила организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, включая редкие и находящиеся под угрозой исчезновения
Искусственное воспроизводство водных биоресурсов осуществляется в соответствии с планами, утвержденными Росрыболовством (территориальными органами). Порядок подготовки и утверждения планов устанавливается Минсельхозом России.
Признается утратившим силу Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2014 г. N 99, которым утверждены аналогичные правила.
Настоящие правила действуют до 1 сентября 2031 г.
(источник: Постановление Правительства РФ от 19.05.2025 № 683 «Об утверждении Правил организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов»)
Разъяснение подготовлено Новгородской межрайонной природоохранной прокуратурой
С 1 сентября 2025 г. вносятся изменения в порядок параллельного отбора проб сточных вод
В частности, уточняется порядок размещения и анализа части резервной пробы, определен порядок направления письменного сообщения о проведении анализа части резервной пробы абонентом или организацией, осуществляющей водоотведение, установлена обязанность организации, осуществляющей водоотведение, после получения от абонента письменного сообщения о проведении анализа части резервной пробы с просьбой выдать часть резервной пробы выдать абоненту часть резервной пробы, и прочее.
(источник: Постановление Правительства РФ от 22.05.2025 № 697 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 г. № 728»)
Разъяснение подготовлено Новгородской межрайонной природоохранной прокуратурой
Урегулирован порядок создания, содержания и эксплуатации лесных дорог
Лесные дороги - объекты лесной инфраструктуры, представляющие собой создаваемые для обеспечения транспортной доступности лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий, на которых расположены леса, дороги необщего пользования, предназначенные для движения специализированных и иных транспортных средств в целях осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесоустройству и (или) использования лесов.
Лесные дороги могут располагаться в эксплуатационных, защитных и резервных лесах, на особо защитных участках лесов, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ.
Лесные дороги по назначению подразделяются на лесохозяйственные дороги и лесотранспортные дороги. Лесохозяйственные дороги создаются для обеспечения движения специализированных и иных транспортных средств в целях осуществления мероприятий по сохранению лесов и лесоустройству. Лесотранспортные дороги создаются для обеспечения движения специализированных и иных транспортных средств (включая самоходные машины, другие виды техники, предназначенные для рубки лесных насаждений и для транспортировки древесины из леса) к предоставленным в целях заготовки древесины лесным участкам и проезда по таким участкам, в том числе в целях доставки людей, грузов, а также для вывоза из леса древесины, продукции ее переработки при осуществлении деятельности по заготовке древесины.
При создании лесных дорог допускается проведение рубок лесных насаждений любого возраста, в том числе в защитных лесах.
Правила планирования сети лесных дорог, правила создания и содержания лесных дорог, основные элементы и параметры лесных дорог, перечень мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия на леса и окружающую среду, проводимых при создании и содержании лесных дорог, и требования к проведению таких мероприятий устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2026 года.
(источник: Федеральный закон от 07.07.2025 № 205-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации»)
Разъяснение подготовлено Новгородской межрайонной природоохранной прокуратурой
Новгородская межрайонная природоохранная прокуратура пресекла нарушения закона о недрах при использовании артезианских скважин.
Новгородская межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку законодательства о безлицензионном водопользовании.
Установлено, что ООО «Марёвский водоканал» не имея правоустанавливающего документа – лицензии на пользование недрами, использовало 6 артезианских скважин путем добычи подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения.
Новгородская межрайонная природоохранная прокуратура в июне 2025 года подано исковое заявление об обязании ООО «Марёвский водоканал» получить лицензии. Решением Валдайскогоа районного суда исковое заявление удовлетворено.
Заместитель Новгородского межрайонного природоохранного прокурора младший советник юстиции Д.В. Васильев
По иску Новгородского межрайонного природоохранного прокурора организация водоснабжения обязана разработать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
В июне 2025 года Новгородской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности ЗАО ПК «Корона» в ходе которой установлено, что организация эксплуатирует 23 организованных источника выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Вместе с тем, в нарушение требований закона ЗАО ПК «Корона» соответствующие мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не разработаны и не согласованы с министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области.
В связи с изложенным, 30.06.2025 Новгородским межрайонным природоохранным прокурором в Боровичский районный суд направлено исковое заявление об обязании организации разработать в установленном законом порядке вышеуказанные мероприятия, которое рассмотрено и удовлетворено.
Окончательное исполнение решения суда находится на контроле Новгородской межрайонной природоохранной прокуратуры.
Заместитель Новгородского межрайонного природоохранного прокурора младший советник юстиции Д.В. Васильев